Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных



Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:
на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
16:04 

Road trippin'

Это дневник о путешествиях и путешественниках. О королевах высокогорий, нищенствующих монахах, странствующих рыцарях и просто бродягах.

Я заметила, что стала много ездить по разным странам, и что память далеко не всегда способна удержать все, что с тобой случатся в поездке. Одним словом, что необходимо записывать.

Здесь будет много чего сказано - здесь будут ночи, сигареты, фонари, рокнролл... а потом и средние века, башни, манускрипты и западноевропейское искусство, и театр, и постоянная смена ролей, и - соответственно - переодевания, грим и маски... Но больше всего будет аэропортов и костелов.
Потому что храм - это прообраз Царства Небесного на земле, а всякий аэропорт, как известно - Чистилище, где под табло с рейсами толпятся, переминаясь с ноги на ногу, путешественники, как души-скиталицы (дада, те самые, о которых Адриан написал Animula vagula blandula - "душа бродяжка нежная") в ожидании начала посадки, с ручной кладью - ограничение 8 кг - самое необходимое с собой, без чего никак не обойтись, как и положено при захоронении. И прежде чем выйти из этого Чистилища и отправиться в новый город на поиски церкви, неизбежно придется пройти паспортный контроль...



Allegoria Sacra, Giovanni Bellini
Галерея Уффици

20:44 

Мск - Рига

Аэропорт Шереметьево. Терминал Е.
Самолет до Риги через пару часов, а там уже и Германия... До свидания, столица!

Я очень люблю Москву. Даже не смотря на то, что у меня в ней постоянные мигрени. В ее животе вынашивается все то, что в моей жизни связано с бешеными вечеринками, богемными походами в музеи, возможностью сорваться и быстро помчаться на другой конец города встречаться с друзьями...
В Питере не так. В Питере - тише.
Москва дарила и продолжает дарить мне огромное количество друзей, встречи с которыми всегда - совершенно незабываемые и совсем не такие, как у нас.
В "Хазарском Словаре" Милорада Павича Калина объясняет Петкутину:
- Если случается что-нибудь приятное, всегда нужно приправить это какой-нибудь неприятной мелочью - так этот момент лучше запомнится. Потому что человек дольше помнит не добро, а зло.

Я часто думаю про эти слова, и про то, насколько они правдивы. Потому что всегда из череды приятных встреч запоминается та последняя, что приправлена осознанием, что вы в следующий раз Бог знает когда увидетесь... В этот раз - всё так и было, как сказала Калина. Все куда-то разъезжаются...
Пройдет пара-тройка лет, и мы уже будем встречаться в Сеуле, Белграде, Париже, Дублине... Будем пить ракию, сакэ, сидр и виски, говорить с прохожими на чужих языках и вспоминать, как всего-то несколько лет назад мы сидели на питерских и московских кухнях, пили красное вино из "Пятерочки", ругали в маршрутках "Дорожное радио", гуляли по Арбату и Таврическому саду в полночь...

Дорога - особое совершенно пространство. В дороге всегда - одиноко, ответственно, ностальгически. Что-то осталось позади, что-то мерцает за поворотом. Со многими, может быть, уже никогда не увидимся, потому что новая жизнь накрывает волной, и под этот обвал не обязательно попадают все твои знакомые.

Люди приходят в твою жизнь и уходят из нее - это неизбежно.
Это как кусочки смальты, которые сначала составляли мозайку, а потом по прошествии времени начали отваливаться.

@темы: в аэропорте, дорога, хазарский словарь

07:03 

О приятном ...

Самым запоминающимся событием в Мск (кроме гениальной совершенно выставки Коровина, открывшегося для меня с неожиданной стороны своей пастельной Ниццей и кислотно-желтыми лимонами! - и за это Родина не забудет Панна Ванчукевич) стало корейское караоке на Юго-Западной.
Ах как пели мои друзья корейские песни! Ах как мы с Женей на 100 баллов исполнили "Wind of chages"! Ах как меня потом было не оттащить от микрофона и песен Deep Purple, Placebo и RHCP! "Californicaton" я считаю теперь своим главным хитом. (Олимпийский, я не вижу ваших рук!)

А это одна из самых запомнившихся мне работ Константина Алексеевича. 1917. "Вечер". Репродукция не передает глубины, к сожалению, потому что глядя на эту картину - чувствовалось, как Луна манила, море шумело приливом, и звучала гитара... (и мужчина-то какой!)

07:19 

...и еще о приятном и не очень.

Рижский аэропорт, ну почему ты такой холодный?!
К утру активность кондиционеров достигла апогея, так что к Риге лучше запасаться теплыми вещами.

Зато! - у лингвиста везде есть свои радости. В Университете я учила латышский язык, и методы преподавания нашей высшей школы надолго отбили всякое желание говорить на этом прекрасном языке. Вела его у нас тетечка-латышка, люто ненавидевшая русских и то и дело пускавшая слезу насчет оккупантов (которыми как бы были, видимо, мы - второкурсницы).
Но к своему удивлению, сегодня я с огромным удовольствием поговорила с таможенниками и официантами на латышском, и сидя сейчас в кафе, с не меньшим удовольствием слушаю латышскую речь за соседними столиками. Это совершенно удивительно, потому что, как мне казалось, я ненавижу латышский так сильно, что уже и не помню. Но, видимо, после окончания универа прошли и университетские комплексы - и теперь мне кажется, что этот балтийский язык с такими по-фински тягучими гласными и красиво буксующей геминацией (удвоением согласных) ну просто очень даже прекрасен!

А я тем временем напилась кофе, надушилась мужскими духами в Дьюти Фри и скоро полечу во Франкфурт...

08:53 

Фиолетовое





@темы: цвета

04:31 

Франкфурт

Франкфуртский аэропорт неожиданно не дает интернет.
В Германии с этим оказалось почему-то сложно. Все вай-фаи запаролены от иностранных шпионов и работают только для своих. На весь Марбург лишь один кофешоп (с прекрасным совершенно хозяином, красавцем-индусом, и шикарным, кстати, айс-кофе) дарил посетителям возможность доступа в манящую сеть. И это не предел! Потому что во Франкфурте, который в разы больше и чуть ли не столица, услугу сию предоставлял только Старбакс, а аэропорт любезнейше отстегнул мне 30 мин - и сейчас отсчитывает их в соседней вкладке.
Зато в туалете стоит автомат с презервативами. Ну правильно. Мало ли кто-то не выдержит уже скучать без инета во франкфуртском флугхавене и решит делом заняться в кабинке вассерклозета. А то право же...

@темы: аэропорт

14:04 

О кельтологах вкратце

В Марбурге у нас был конгресс выпускников-кельтологов, который, естественно, вылился в итоге в трехдневную вечеринку, с ночью, проведенной в баре перед самым докладом (а был он в 9 утра у меня), и барбекью-афтепати с немецкими сосисками-вюрстхенами на гриле и рислингом, при свечах в саду университета.

Но не это главное. А главное то, что какая-то удивительная такая специальность эта - кельтолог - которая позволяет тебе вдруг, совершенно неожиданно, оказаться в иллюстрации сказок братьев Гримм, которая - даже когда сам живешь в этом белом домике на крестовинах, с черепичной крышей и розами на резных балкончиках, - сохраняет при всей своей очевидности ощущение нереальности, и внушает дикий восторг - ведь все равно не верится до конца, что это действительно существует, что это была не просто фантазия советских художников.

А еще удивительно, что приезжая заграницу на конференцию - уже совершенно не нужно заботиться о досуге, искать вечеринки по кауч серфингу и т.д., а получается так, что уже судьбой тебе подобраны в компанию люди, которые, ко всему прочему, еще и идеально подходят тебе по уровню образования, мировоззрению, интересам и еще по миллиону критериев. Которым почему-то получается рассказать очень много личного о себе, чего и старым друзьям не скажешь, и находишь понимание, словно тысячу лет их знаешь. Да и как иначе? Когда буквально все, как один, пришли в эту профессию, начитавшись легенд о Короле Артуре и рыцарях круглого стола. И, как ни странно, какой-то такой общий бэкграунд, приведший в кельтологию, до сих пор всех нас и объединяет...


14:17 

...и немножко ворчания про авиакомпании.

Я летаю принципиально только самыми эконом-классами, с пересадками и прочими радостями жизни.
Больше всего мне нравятся немецкие авиалинии - т.к. немцам не страшно доверить свою жизнь. Но сравнение показало, что не только этим они хороши!
Мало того, что германцы любезнейше принимают на борт мой чемодан и меня саму, с кучей баулов и кутулей (при норме в один баул), не спрашивая - "а что это за ручная кладь у вас такая многочисленная, фройляйн?", так еще и всегда накормят и напоят.
Когда я летела в Дублин супер-бюджетной Люфтганзой, поили и вином, и кофе, и бутерброд давали, и пироженое. То же самое сейчас Air Berlin, который на выходе из паровоза еще и шоколадки в форме сердечек раздает.
А братья наши-балты из Air Baltic, мало того, что морозят кондиционерами несчастных пассажиров Рижского аэропорта, а на борту самолета ни крошки-ни капельки не подадут, так еще и содрали с меня 30 евро за сдачу одного (всего!) чемодана!

@темы: авиалинии

04:52 

Синдром Стендаля

На самом деле, не так уж и мало людей, которые знают о существовании этого синдрома и, наверное, его испытывают (хотя многие и не знают!). Не могу говорить за других, но я всегда скорее использовала это выражение метафорически, вроде как "О! Синдром Стендаля - какая красота!"
Но сегодня все было не так. И в Париже все вообще немного не так, как в обычном пространстве - начиная с первого дня, когда мы высадились у Лувра, и у меня голова закружилась от одной мысли - я тут.

Моя беда в том, что я никогда ничего не узнаю заранее, никогда ничего не планирую заранее, никогда - ничего не делаю... Мне скорее хочется, чтобы жизнь сама все устраивала, и таким образом - было больше чудес и сюрпризов.
Я примерно знала, что будет в Музее Д' Орсэ - но я просто физически не могу разузнавать что-то наперед!

Потому я - никогда ничего не ожидая - захожу в первый зал "Symbolisme" с такими словами - "о, интересно, а здесь есть прерафаэлиты?...", и первое, что я вижу - "Орфея" Гюстава Моро, а аккурат напротив - "Колесо Фортуны" Берн-Джонса.


И тут в глазах моих темнеет, и как-то странно ведет голову, и слабость в теле, и я понимаю, что синдром Стендаля - это не для красного словца, это реально существует. И более того - я с ужасом осознаю, что как можно было полюбить эти картины в репродукциях, когда они совершенно не отражают оригинала - ни цвета, ни возбуждаемых ими запахов, ни блеска, ни глубины. А также - что если это случилось - слишком много любви - насколько же велики эти полотна, что и в отвратительных репродукциях в интернете они все еще влюбляют в себя?...
Теперь все мысли мои о галерее Тейт, где, насколько знаю, много картин прерафаэлитов. Ну а там уж - привет, синдром Стендаля, и временная деперсонализация, и иные помешательства!

Из той коллеции Музея Д' Орсэ, что мы успели пробежать, больше всего запомнились:
Г. Моро (помимо "Орфея" - "Галатея", "Ясон и Медея")

Александр Харрисон "En Arcadie" (ярко-зеленая трава, вся переполненная светом, и в картине самой так пахнет яблонями, что хочется скорее шагнуть внутрь нее, и потеряться в ее кипарисовых зарослях и отражениях глубоких озер)

Альфонс Осберт "La Vision"

Люсьян Леви-Дюрмер ("Ведьма", "Медуза")


Александр Сеон ("Плачущий Орфей")


А завтра я иду в Пинакотеку смотреть... временную выставку Моди. Вот там-то синдром Стендаля меня и застанет врасплох.....

05:19 

Михаил Архангел, Предводитель воинства небесного...

Св. Михаил - мой любимый Архангел, и вообще мы с ним на ты! Потому в Музее Д'Орсэ статуя Михаила очень порадовала:



И еще нашла вот такую молитву у своей подруги ирландки из Корка. И пусть Святой Михаил истинно поможет освободиться от прошлого и начать путь к новому.


20:19 

«Это был звездный мальчик, для которого реальность просто не существовала...»

Мое знакомство с Амедео Модильяни началось не с "Девочки в голубом", не с увлечения Монмартром, и даже не со стихов Анны Ахматовой. Началось оно в метро, на длинном перегоне от одной конечной до другой, через весь город, со статьи в каком-то журнале биографий.

Репродукции в статье если и были, то незапоминающиеся, текст - тоже оставлял желать лучшего. И из всей заметки запомнился мне только один пассаж : что, когда смертельно уже больного туберкулезом художника друзья уговаривали жениться, он отвечал - "нет, я жду ту, которая приходит ко мне во снах". И он дождался. Она пришла к нему в образе Жанны Эбютерн, дочери бухгалтера из Бон Марше, художницы и модели. Может быть, это просто легенда - про девушку из снов. Скорее всего - легенда. Но именно она проводила Моди до смерти, зная, что смерть - это плата за бессмертие, и в ту же ночь выбросилась из окна, будучи на девятом месяце беременности их вторым ребенком.

Эта история поражает меня до сих пор. Париж. 1920-й. Новое время стремительно накатывает, размозживая своей тушей старое. Мир начинает гудеть поездами, стрекотать пленками видеопроекторов, революции сменяются мировыми войнами, и на фоне этого - история одной семьи. Вполне в духе того времени и его настроений, с одной стороны, а с другой - это древнегреческая трагедия, это Медея и Федра, и с такого угла - это что-то, беременное Вечностью.

читать дальше


20:36 

Илья Эренбург о Моди

Мне нравится, как Илья Эренбург написал свою книгу "Люди, годы, жизнь". Он все время признается, что в Париже больше общался с художниками, чем с писателями, потому что те чаще заходили в "Ротонду". Может потому и стиль у его книги вышел такой некнижный - как будто он не литературное произведение создавал, а скорее писал картину - частыми мелкими разноцветными штрихами.
О ком-то сказана буквально пара фраз - но очень емких (например, при встрече с Аполлинером Илья так восхищенно смотрел на него, что поэт смеясь, заметил «Я не красивая девушка, а мужчина средних лет!"), и вся книга - это такой коллаж из небольших набросков.

О Моди у него тоже буквально пара страниц, но в них-то, пожалуй, и есть настоящий Амедео, такой неприпудренный трагическим флером, как принято о нем писать и снимать сейчас, а просто - живой человек.

отрывок из книги о Модильяни

16:13 

"Есть две вещи, которые нельзя делать в одиночку. Нельзя в одиночку жениться и нельзя в одиночку быть христианином".
Поль Турнье

16:14 


23:48 

Вергилий с Пер Лашез

Самое лучшее - ходить по незнакомым местам одной, потому что приключения не заставят себя ждать!
Я помню, как в мой первый вечер в Дублине, я бесцельно шаталась после Мессы у доминиканцев в районе Black Church и Культурного Центра Дж. Джойса, когда ко мне подошел пожилой джентельмен - поджарый и высокий, как почти все ирландцы - и предложил пройтись по джойсовским местам...

Такие вот пожилые джентельмены появляются, как волшебники - откуда-то из туманного закоулка, с загадочным взглядом и учтивыми манерами. Они, как в сказке, точно знают, что я ищу, и очень заботливо предлагают куртку и помогают мне завязать шарф.

...и вот я уже 2 часа хожу по кладбищу. Восхитилась прекрасным склепом над телами Абеляра и Элоизы, выкурила сигарету у могилы Джима Моррисона, написала любовное письмо Моди на могиле Модильяни и Жанны Эбютерн, припудрилась у могилы Уайльда, прочитала стихотворение-эпитафию Аполлинера, и в изнеможении села на каменный приступ напротив Шопена. И тут... откуда не возьмись появляется пожилой месье!
Выглядит он так же волшебно - как шекспировский Пэк - высокий, с кудрявой головой и театральной жестикуляцией. "О, вы тут ходите совсем одна! А я вас заприметил уже давно, мадемуазель... А вы видели здесь могилу Беллини? Как! Вы не видели Беллини?"

читать дальше

02:21 

Человек XXI века – это язычник: в нем нет внутреннего света, он много разрушает и мало создает, и, главное, он не чувствует в своей жизни присутствия бога.

Дэвид Боуи.

02:51 

О теориях в теории и в реальности.

Есть у меня две теории, которые не мои и не оригинальны, но которые я любовно исповедую. Первая - это теория фрейминга. Вторая - теория субъективности реальности.
Итак, первое. Фрейминг работает. Например, капающий душ в середине зала Бобура (т.е. Центра Помпиду) действительно кажется шедевром. При том, что я очень придирчивый ценитель искусства, особенного постмодернового, но это выглядело гениально. Как портрет советсткой коммуналки.
Или вот еще видеопроектор. Из него торчит оторванный клочок пленки, а остальная пленка кудряво валяется на полу. А это ни кто иной, как Самсон - нынешний кинематограф, которому отстригли волосы, и который в немощи своей только и может, что проецировать под стрекотание механизма на стену пустой белый квадрат.
И фрейминг с обратным знаком - туфли Диор, неприглядно выставленные в каком-то ангаре на нижнем этаже Galerie LaFayette, как-то позорно и сиротливо напоминали продукцию отечественных рынков...


А про зависимость реальности от воспринимающего ее субъекта и говорить нечего! Нет, правда, гениально сказал Спиноза - Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение. Если толпы туристо руссо ходят стадами по Парижу с недовольными лицами, то неудивительно, что им видятся только арабы, грязь и хамство.
А поскольку я по природе человек несколько блаженный, доверчивый, и заранее всех люблю (а также постоянно с картой в руках и озадачнным лицом), то все французы рвутся мне помогать, подсказывать дорогу, делают комплименты, болтают запросто, и целуются на прощание! Я очень люблю такие контакты на 5 минут, когда вы покурите с людьми, посмеетесь, и разойдетесь навсегда...

03:49 

Николь Дайвер

Сначала, мне казалось это очень по-парижски - взять с собой в путешествие "Ночь нежна" Ф.С. Фицджеральда. Потом я стала читать, и совершенно вжилась в саму историю, и переживания расколотого шизофренического сознания Николь... Потом я поняла, что эта история - про меня тоже. Про отношения сумасшедшей и ее психиатра, про их брак, и про ее зависимость от него - не столько как жены от мужа, но как больной от лечащего врача. Это было важно понять. Это была история, от которой я сама пыталась избавиться.
С развитием событий романа и моя дорожная жизнь параллельно наполнялась событиями, которые, будучи отличными от книжных, приводили к тому же результату: героиня крепла, выздоравливала и становилась на ноги.
...В тот день, когда я дочитала роман, случилось что-то в моей жизни и в моей голове. И когда Николь разводилась со своим мужем-врачом, я внутри тоже как-то развелась с человеком, который был моим врачом последние годы. Я ехала в метро, но вдруг почувствовала это потрясение - и важность того, что происходит в этой далекой от пафоса обыденности - как будто время вдруг останавливается - делает вдох - и начинает идти заново. С Николь я пережила все стадии отчуждения, и отпустила без сожаления - плавно и мягко, как пожелтевший лист на ветер. Перелистнув последнюю страницу романа - я перелистнула и какую-то слишком зачитанную страницу своей жизни.
Книга, взятая забавы ради, мистическим образом совпала со мной и подействовала, как терапия, и с ее главной героиней я снова окунулась в глубину ментального расстройства, и вместе с ней вынырнула из него, как из кошмара или холодной воды - жадно вдыхая теплый воздух летней ночи...

- Странная вы все-таки женщина, Николь.
- Ну что вы! - поспешно возразила она. - Самая обыкновенная. Вернее, во мне сидит с десяток самых обыкновенных женщин, только все они разные.





02:13 

Могилы мужа и жены. Они принадлежали разным конфессиям и, соотвественно, двум разным приходам. Она - протестантка, а он - католик, и потому их нельзя было хоронить на одном кладбище.
И хотя супругов разделяет стена, все равно они вместе.
Мне такая забота со стороны тех, кто организовывал похороны, показалась очень трогательной, и напомнила что-то очень кельтское. Вроде того, как Тристан и Изольда были похоронены по разные стороны часовни, и все равно вырос белый терновник, оплетающий церковь и навека соединяющий их две могилы.

14:33 

Сегодня ночью уезжаю из Парижа...
До встречи, жемчужный Дракон с ветряными крыльями!.. Скоро мы увидимся снова.


Queen of the Highway

главная